Лента планирует занять третье место в российском ритейле, возможно ли это?

18.02.2017, 18:17

Российские ритейлеры заявляют наполеоновские планы экспансии, конкуренция в 2017 еще больше обострится.

Российские ритейлеры заявляют наполеоновские планы экспансии, конкуренция в 2017 еще больше обострится.

Вот цели Ленты до 2020

http://www.lentainvestor.com/en/media-centre/news-article/id/1489

St-Petersburg, Russia; 16 February, 2017 – Lenta Ltd, (LSE, MOEX: LNTA / “Lenta” or the “Company”) one of the largest retail chains in Russia, is pleased to announce the Company’s guidance for the full year of 2017 and long-term targets for 2020.

Full year 2017 Guidance
• To open about 30 new hypermarkets;
• To open about 50 new supermarkets and add new regions, starting with Novosibirsk;
• To add about 200,000 sqm of total new selling space; and
• Capital expenditures of around RUB 40bn.

Lenta plans to significantly accelerate expansion in its supermarket format during 2017. In keeping with the Company’s conservative financial policy and given the recent completion of the acquisition of 11 hypermarkets from Kesko, Lenta has decided to open less hypermarkets organically in 2017 than in 2016, while increasing the number of supermarket openings. The Company continues to see large numbers of opportunities for new hypermarket openings – Lenta’s hypermarket pipeline for 2017 is secure and the pipeline for 2018 is well advanced.

Вот как видит в 2017 Ленту менеджмент.

Long-Term Targets for 2017-2020
• Become a top-3 multi-format food retailer and the biggest hypermarket player in Russia, enabling further benefits of scale in supplier terms and fixed cost efficiency;
• Continuous focus on profitable growth, carefully balancing capex and returns (target IRR of 20%) with the aim to continue to deliver market-leading returns;
• Maintain healthy balance sheet with conservative approach to leverage;
• Continue investing in management development to ensure Lenta’s retail team remains one of the most effective in the industry;
Double total selling space by the end of 2020
• Develop alternative models to add to our growth.

Hypermarket format
• Open organically 150-200K sqm per year, with long-term potential for about 400 additional hypermarkets in target cities;
• Primary focus on Moscow, St. Petersburg and largest cities in medium term – Combined with continuing roll-out to existing and new smaller cities; and
• Capex and cost initiatives to drive returns and enable coverage of smaller catchment areas.

Supermarket format
• Significantly increase number of store openings to deliver around 8x increase in selling space by 2020 (15-20% of total selling space);
• Extend the network around existing DCs starting in 2017; and
• Primarily focus on rent with 20-30% ownership.

А вот Лента 2020, естественно в розовых планах менеджмента.

Честно говоря в такой рост не верится. Это просто не возможно если речь не идет о покупке OKey.

Ну конечно же открыть еще 208 гипермаркетов можно (напоминаю, что CAPEX Ленты существенно превышает EBITDA, получается компания растет в долг и очень вероятно, что растет ради красивых диаграмм, целью которых является продажа пакета TPG), но будет ли от этого толк? Я уже показывал карты. Все более менее вкусное уже занято.

Есть ли вообще толк от такой ускоренной экспансии по методики Ленты? Нет.

Рынок реагирует на все эти байки должным образом. Тем более мажоритарий не играет в игры с фондовым рынком как другие коллеги, да и вообще Ленту исключили из индекса ММВБ.

Кстати IPO было по $10 и купили в основном иностранцы (у нас торгуется депозитарные расписки Lenta) и было это IPO прямо перед украинским кризисом.

Не самая лучшая инвестиция с марта 2014.

Все это происходит на фоне таких же немыслимых планов от Auchan, Metro, X5 и Магнита.

Сейчас основной конкурент «Ленты» и второй по размеру торговых площадей оператор гипермаркетов в России – французская Auchan. Ее классические гипермаркеты «Ашан», как правило, расположены в крупных городах, говорит директор по внешним коммуникациям «Ашан ритейл Россия» Мария Курносова. По ее словам, ритейлер планирует до конца года открыть несколько гипермаркетов. «Более 1,5 млрд руб. будет вложено в развитие Сибирского и Уральского федеральных округов: в ноябре-декабре ожидается открытие гипермаркетов в Тюмени, Барнауле и Красноярске», – добавила Курносова.

МОСКВА (Рейтер) - Немецкий ритейлер Metro AG планирует к 2020 году увеличить “на порядок” количество франчайзинговых магазинов по сравнению с работающими сейчас 200 магазинами, сказал в среду новый гендиректор MetroCash&Carry Russia Джери Калмис.

“В 2017 году мы тестируем, что хорошо работает, а что нет. После этого на 2018-2019 годы у нас гигантские планы - открыть на порядок больше (чем работающих сейчас магазинов), более 2.000 магазинов, несколько тысяч, чтобы можно было назвать этот проект успешным”, - сказал Калмис на встрече с журналистами.

«Магнит» ждет роста выручки в 2017 г. на 9-13%, говорится в материалах компании. За текущий год ритейлер планирует открыть не менее 2740 магазинов, из них 1700 магазинов «у дома» и 1000 магазинов бытовой химии и косметики.

В добавок к этому Магнит возможно хочет еще 5000 аптек.

То есть грядут очередные массовые вложения, на фоне разрастания поражения в продуктовой розницы.

У меня нет отдельной диаграммы, но суть вы должны уловить вот на этом слайде.

  1. О чем я всегда говорю. Увеличили количество магазинов и площадь 15-16%, а количество покупателей увеличилось на 4,5%. Это же провал. НИ ОДИН “эксперт” это кричащую цифру не замечает. Тогда какой толк от масштабирования неэффективных магазинов, на что уходит больше $1 млрд. в год?
  2. Все станет еще более ужасно, если отнять от этого сегмент дроггери (косметика, хозтовары). Да вы сами видите, в трех категориях продуктовых магнитов прирост покупателей всего 2,6%… А выручка продуктовых магнитов выросла на 4,77% (при инфляции 5,4%). Ни менеджмент, ни аналитики этого как будто не видят.
  3. Тогда может быть а Аптеки станут таким “косметическим” фактором который будет показывать рост выручки и площадей и возможно даже покупателей? Отвечу следующим комментарием, писал уже в группе. Почему ГМК выделил из себя Полюс золото? Не стали скупать уголь, руду, а разделился. И акции от этого выросли. Почему разделение РАО ЕЭС России на генерацию, сбыт и сети вызвало невероятное ралли в этих акциях? Почему Alcoa поделилась на производство алюминия и переработку металла и акции выросли? Почему Мечел скупал меткомбинаты, никелевые и хромое рудники, порты и электростанции, стал строит железную дорогу и много закопал в Эльгу и все аналитики одобряли такую стратегию, а потом он чуть не обанкротился? В мире существует лишь один пример когда многопрофильные бизнесы более менее процветали, и это южнокорейские чеболи, когда Samsung делает автомобили, телефоны и холодильники. Нигде больше это масштабировать не удалось и всегда подобные стратегии приводили к краху. То есть выход на конкурентный аптечный рынок может быть ударом для Магнита и потребует огромных вложений.

Вот эффект стратегии Магнита, только цифры.

X5 также обещает захват рынка. Причем называют долю в 15% к 2020. У них единственных это сказалось на ускорении роста EBITDA.

Самое важное, почему я пишу этот пост, это то что российский рынок перестал расти вширь, но при этом все участники хотя нарастить на нем долю.

Вот какие были прогнозы. Но в 2016 он вырос до 13700 млрд. руб.

Вот еще одна диаграмма от X5. Наш рынок уже большой и не может расти, вскоре будет как польский. Просто в стране, где 2% рост ВВП, догнать Германию пока нельзя. Сама X5 (в отличие от Дойче банка) предполагает, что до 2020 рынок ритейла (продажи в целом) будет расти на скромные 5% в год. Это явно не растущий сектор, оправдывающий EV/EBITDA = 10 и P/E =20.

Люди конечно не голодают, но потребительские корзины явно претерпели изменения, структурные изменения, бум потребления и полный тележек в супермаркетах закончился.

Далее X5 прогнозирует, что ТОП-5 может нарастить свои доли до 40-45% (сейчас 23%) в какой-то перспективе, может к 2035. То есть это как бы конечная цель развития сектора.

При этом они намекают, что к 2020 оторвутся от Магнита в 1,2-1,7 раза минимум, так как, по опыту в мире, лидер всегда идет с подобным отрывом от 2-го места.

Доля рынка федеральных сетей (видимо имеется в виду ТОП-10) к 2020, как они ожидают, будет равна 35% (в 2016 по моим расчетам 28%).

Получается все крупные сети (кроме ОКея и Дикси) хотят биться за рынок. Это значит и без того скромные доходы будут потрачены в новые магазины.

Безусловно пока лучше всего получается у X5. Если мы вычленим динамику показателей Пятерочки и сравним ее показателями магазинов у дома, то у адептов Магнита будет шок.

В любом случае от сектора, где такие низкие темпы роста, аномально высокие мультипликаторы, низкая дивдоходность и главное супер острая усиливающаяся конкурентная борьба, надо держаться подальше.

В то же время Лента и X5 для того чтобы выполнить свои амбициозные планы могут пойти на M&A. Магнит же в 2017 закопает еще 75 млрд. рублей открыв аптечный фронт (ранее X5 отказалось от идеи аптек А5 и как видим это была верная стратегия).